Школьная служба примирения

Школьная служба примирения – форма объединения ведущих программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций в рамках организации.

Школьная служба примирения Цель  –  создать оптимальные условия для качественного проведения   программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций  в организации (на территории деятельности организации) и распространения идей восстановительного подхода (восстановительного правосудия).

Деятельность службы примирения зафиксирована в документе, утвержденном руководителем образовательной организации (обычно положение о службе примирения или изменения в должностных обязанностях).

Основной деятельностью службы примирения является проведение восстановительных программ.

Принципы работы школьной службы примирения 

 Соответствие стандартам

Деятельность службы примирения основывается на концепции восстановительного правосудия и соответствует стандартам восстановительной медиации.

 Добровольность создания

Служба примирения  создается в образовательной организации на основе добровольного согласия администрации (или управляющего органа организации).

Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности в рамках восстановительного подхода.

 Административное вмешательство в процесс медиации недопустимо, если не создается угроза безопасности для его участников.

Методические рекомендации по созданию и поддержке школьных служб примирения 

 Автор  Методические рекомендации по созданию и поддержке школьных служб примирения  (ссылка)Коновалов Антон Юрьевич научный сотрудник ГБОУ ВПО МГППУ;руководитель направления«Школьные службы примирения» МОЦ «Судебно-правовая реформа».

 Школьная служба примирения

ПЛАН  работы Школьной службы примирения на 2021-2022 учебный год 

№ п/п

Вид деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1.

Составление       плана       работы

Службы на 2020–2021 учебный год

сентябрь

Руководитель ШСП социальный педагог Нугуманова З.А., медиаторы

2.

Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных           и                            семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и

криминальных ситуаций

в течение года (по запросу)

Руководитель ШСП социальный педагог Нугуманова З.А., медиаторы

3.

Обучение                                     школьников (воспитанников)

цивилизованным              методам урегулирования конфликтов и ответственности

в течение года (по мере разрешения конфликтных ситуаций)

Медиаторы

4.

Информирование обучающихся (воспитанников) и педагогов о принципах и ценностях

восстановительной медиации

в течение года

Руководитель ШСП социальный педагог Нугуманова З.А., медиаторы

5.

Проведение педагогического совета на тему «Роль восстановительных технологий в разрешении школьных конфликтов»

январь

Замдиректора по УВР Селеш О.А., руководитель ШСП социальный педагог Нугуманова З.А.,

6.

Участие в региональном методическом семинаре «Реализация проекта «Обидка» и организация деятельности ШСП»

Май-июнь

Руководитель ШСП социальный педагог Нугуманова З.А., медиаторы

Этапы выполнения программы примирения ( ссылка)

. Получив информацию о событии, определить, подходит ли оно по критериям для работы с использованием метода медиации.

2. Выяснить возможное участие источника информации в программе, заполнить регистрационную карточку.

3. Понять, как будет развиваться ситуация дальше в зависимости от проведения программы примирения (будет ли передано в педсовет, на заседание КДН, в совет профилактики, в суд и пр.).

4. Представиться (полностью смотрите во вступительной речи ведущего),
установить доверительные отношения.

5. Выслушать личную историю человека.

6. Понять переживания участников ситуации, снять сильные негативные
эмоции и вместе с участниками сориентироваться в их проблемах и нуждах.

7. Выяснить и обсудить предложения человека по разрешению ситуации.

8. Принять решение об уместности программы и её типе.

9. Представить программу и предложить стороне участвовать в ней.

10. Если сторона дает согласие, то подготовить её к участию в программе (какие вопросы будут обсуждаться на программе, правила программы).

11. Учесть пожелания стороны в организации программы (состав действующих лиц, место и время проведения).

12. Создать условия для ведения примирительной встречи (организация
помещения, расположение участников, возможность для конфиденциальных
переговоров).

13. Представить участников, обсудить правила встречи (см. вступительное слово
ведущего).

14. Помочь выразить (а при необходимости переформулировать) сильные эмоции сторон.

15. Организовать диалог сторон, направленный на восстановление картины последствий ситуации.

16. Помочь сторонам в признании несправедливости произошедшего.

17. Организовать диалог о возмещении ущерба, не повторения ситуации в будущем, о будущем правонарушителя, а при необходимости и будущем жертвы.

18. Составить примирительный договор сторон, учитывающий согласованные решения сторон и механизм его выполнения (см. выше).

19. Выяснить, кто будет информировать о ходе выполнении договора.

20. При необходимости организовать представление результатов программы  примирения в официальные органы (суд, правоохранительные органы, КДН, ОДН, школу и т.п.).

21. Проверить выполнение договора.

22. Организовать при необходимости дополнительную встречу.

23. Написать отчет по программе